Страничка музыкального руководителя | Детский сад №1


Размер шрифта: A A A Цвет сайта: Ц Ц Ц Изображение: Настройки Обычная версия

Настройка шрифта:

Выберите шрифт: Tahoma Times New Roman

Интервал между буквами (Кернинг): Стандартный Средний Большой

Настройка цветовой схемы:

Чёрным по белому
Белым по чёрному
Тёмно-синим по голубому
Коричневым по бежевому
Зелёным по тёмно коричневому

Закрыть панель Вернуть стандартные настройки

Версия для слабовидящих
 
 

Страничка музыкального руководителя


Музыка Вашего дома
   Возможности музыки огромны. Это особый мир. Это как бы космос искусства. В нем человеческие души говорят непосредственно с душой автора на языке эмоций. Но эти эмоции должны быть развиты. Дошкольный возраст самый плодотворный период для активного осмысления окружающего. На детском восхищении, на детском «ах» должны основываться решения познавательных и эстетических задач. Психологи считают, что у детей есть множество способностей, в том числе и к музыке. Мир, окружающий нас для детей полон загадок, надо помочь малышам не только смотреть внимательно, но и слушать. В наше сложное время люди зачастую не умеют, не хотят, не приучены слышать - будь то собеседник, природа или музыка. Даже мир звуков в  повседневности требует внимания, даже он, будучи услышан, способен обогатить опыт ребенка. Чтобы заработала детская фантазия, целесообразно использовать игровые приемы.
   Например, научите детей слышать и перечислять звуки городской улицы «вот проехала легковая машина, а вот - пожарная». От звуков улицы можно перейти к звукам дома.  Можно слушать и тишину. Это интересно. Тишина не бывает абсолютной, скажем, все замолкают и  слушают тишину, после трех ваших хлопков в ладоши. А потом рассказывают по очереди, кто что услышал, кто более внимательный.
   Далее необходимо  научить слышать детей разницу в звуках  и научиться называть звуки - звонкие и глухие, тихие и громкие, короткие и длинные. Заметьте, что это совершенно разные качества звуков. Барабан может бить  и громко, но все равно это будет глухим звуком. А колокольчик может звонить тихим, но звонким звуком. Теперь дети могут называть качество звуков в доме, саду, лесу. Для интересной игры можно даже самим сделать «инструменты».
   Коробочки из под спичек  или  пластиковые бутылочки из под детского питания,  отлично сойдут за «маракасы», если туда поместить крупу или горох. Взять металлическую коробочку с тем же содержимом, и мы услышим совсем другой звук., добавить несколько детских музыкальных инструментов и оркестр готов. Дирижирует кто - то из детей. Играем потряхиванием или постукиванием по коробочкам. Кто - нибудь при этом может петь. С помощью этих шумовых инструментов можно «озвучить» читаемые вслух сказки или «оживить» детские рисунки. Добавим сюда и игру по ролям, тогда картина будет полной - получится театрализация. Можно отлично изобразить грозу  с раскатами « грома», помигать настольной лампой, имитируя вспышки молний. Здесь понадобится вся детская наблюдательность и изобретательность. Можно изобразить море, порывы ветра в лесу и другие явления природы.
   А если у детей плохо с чувством ритма, можно использовать  следующую игру. Дети садятся в круг. По команде воспитателя они повторяют его движение: Свободные движения кистями, поднятых вверх рук: «Кыш-кыш», два хлопка в ладоши и два шлепка по коленям, два притопа каждой ногой. Итак, «Кыш-кыш», хлоп-хлоп, шлеп-шлеп, топ-топ. В конце надо подчеркнуть: вот какая своеобразная музыка получилась у нас. У детей нужно развивать целостное художественно-эстетическое восприятие мира. Наряду с лучшими образцами популярной музыки, дети должны слушать и фольклор, и  лучшие образцы детской классики.
   Надо ли удивляться тому, что музыка может оказывать разнообразное влияние на человека: она может радовать и печалить, возбуждать и успокаивать, повышать работоспособность и создавать фон для отдыха.
   Музыка окружает нас повседневно, вместе с радио и телевидением, магнитофоном она буквально вошла в каждый дом. И в этих условиях очень важно, чтобы человек овладел культурой восприятия музыки, умел «регулировать» ее дозы.
   Плохо, когда музыка звучит с утра до вечера. Звуковая мощь современной музыкальной техники во много раз превосходит уровень, безвредный для человеческого организма, а изобилие  звукопроизводящей аппаратуры сегодня зачастую приводит к тому, что музыка из великого блага превращается в огромное зло.
   Установлено, что звуки воспринимает не только орган слуха, но и вся поверхность тела, причем нет способов, позволяющих полностью блокировать этот раздражитель. Так что все, находящиеся в доме волей-неволей вынуждены окутаться в звуковую стихию. Особенно неблагоприятно действует навязчиво громкая музыка на маленьких детей.
   Какая же музыка нужна в доме?
   Приведу некоторые советы. К сожалению, многие родители понимают под музыкальным воспитанием только обучение в музыкальной школе, но это доступно далеко не всем. Врачи и музыковеды не без основания встревожены тем, что зачастую первые мелодии, которые слышит и к которым привыкает  ребенок, - это грохочущие шквалы современных эстрадных шлягеров, а не ласковая мамина колыбельная, не песни, созданные специально для детей, выдающимися композиторами мира.
   Отношение родителей к музыке передается ребенку. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащая музыкальные впечатления.
   Очень хорошо, если в доме появится музыкальный уголок, в котором будут находиться музыкальные игрушки, подобрана специальная фонотека для слушания музыки с малышом. Постарайтесь приобрести «Детский альбом» П. Чайковского, «Картинки с выставки» М. Мусоргского и т.д. Также надо понемногу приучать ребенка к исполнительской деятельности.
   Пойте вместе с ним, поинтересуйтесь, какие песни разучивал в детском саду, попросите исполнить самостоятельно. Все это приносит радость, обогащает эмоции, служит общему развитию.
 
 
Пойте на здоровье!
 
   Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Оно развивает у детей музыкальный слух, чувство ритма, способность воспроизводить голосом мелодии по памяти. Так же пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.
   При пении приходится выговаривать слова протяжно, нараспев, что помогает правильному, четкому произношению отдельных звуков и слов.
   Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.
   Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Гортань с голосовыми связками в два-три с половиной раза меньше, чем у взрослого. Голосовые связки тонкие и короткие. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.
   Как сделать так, чтобы занятия пением приносили пользу и удовольствие ребенку?
   Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по диапазону, тесситуре и дыханию. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией.
   Хороший, яркий, выразительный образец исполнения песни - это основа для воспитания у малышей интереса к пению. Особенно желательно, чтобы взрослые пели на высоком звучании, так как, слушая такое исполнение, дети быстрее начинают подражать ему.
   «Музыкальный» педагог должен не только владеть методикой пения, но и уметь беречь детский голос. Нужно следить за тем, чтобы дети пели естественным голосом, не форсируя звук, не говорили слишком громко. Крик, шум портит голос, притупляет слух детей и отрицательно влияет на их нервную систему.
   Один из важнейших компонентов пения - дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий). Дыхание - это двигательная сила голоса. Чтобы голос был сильным и красивым, нужно развивать диафрагмальное дыхание. Диафрагма - мышца, отделяющая грудную клетку от брюшной полости.
   Она является своего рода дверцей, форточкой, которая не дает воздуху моментально выйти из нижних отделов наших легких, тем самым, позволяя нам сказать или пропеть целую фразу. Вообще такое дыхание очень полезно и для здоровья человека. Оно способствует полной вентиляции легких, усиливается кровообращение, улучшается обмен веществ. У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.
   Существует множество игровых упражнений, позволяющих детям овладеть дыханием «животиком»:
•  «Собачки» - подражание лаю собаки, дышать, как собачка (после продолжительного бега собака дышит очень часто, высунув язык);
•  «Насос» - надуть «мячик» (активный вдох и выдох одновременно носом и ртом);
•  «Ветер» - рисовать своим дыханием разные образы ветра (порывами, сильного, спокойного, мягкого и т.д.);
•  «Задуваем свечи на торте»
   Вы можете делать эти упражнения дома вместе с ребенком.
   А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Как сделать так, чтобы ребенок получал удовольствие от своего пения? Вот несколько советов.
• Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песенку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением.
• Никогда не говорите ребенку, что он поет фальшиво! Правильность воспроизведения музыкальных звуков тесно связана с верой в себя. Если малыш поет неверно, скажите ему, что он поет почти правильно, но звук надо сначала прослушать мысленно, а уж потом петь. Никогда не говорите, что у него нет слуха!
• Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.
• Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним, пойте с другими членами вашей семьи. «Поющий» человек - счастливый человек! Пение - это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, воодушевляет, вдохновляет.
   Позвольте себе быть счастливыми и пойте на здоровье.